Фильтрующие элементы занимают достаточно важные позиции в области компрессорного оборудования. Только за счет применения магистральных фильтров сжатого воздуха можно получить максимально чистый воздух, который можно использовать практически на любом производстве. При этом фильтры можно разделить на магистральные фильтры сжатого воздуха и фильтры для удаления водяных паров (циклонные сепараторы). Также существует отдельный тип фильтров, которые устанавливаются внутри компрессора для его эффективной работы.
Воздушный фильтр - это фильтр предназначенный для предварительного очищения атмосферного воздуха перед тем, как подавать его камеру сжатия. Так как атмосферный воздух содержит в себе твердые нежелательные частицы, которые могут вывести из строя компрессорную станцию воздушным фильтрам уделяется достаточно много внимания. Данные фильтры можно встретить на любом компрессоре (поршневой, винтовой, спиральный и так далее). А основным фильтрующим элементом в воздушных фильтрах является бумага. Чаще всего именно качеством применяемой бумаги определяется срок службы фильтра и его эффективность очистки.
Масляные фильтры устанавливаются на полноценных компрессорных установках (винтовые компрессоры, роторно-пластинчатые компрессоры, турбокомпрессоры). Основная задача масляных фильтров - очистка масла от твердых частиц, которые попадают в него при сжатии газа. Масляный фильтр для компрессора может напоминать обычный автомобильный фильтр, но нужно помнить то, что масло в масляный фильтр подается под давлением от 6 бар и выше, а значит при расчете прочности данного фильтра нужно уделять больше внимания.
Сепаратор - фильтр для очистки сжатого воздуха от водно-масляной смеси. Фильтры сепараторы установлены во всех без исключения винтовых компрессорах и являются важнейшим элементом системы подготовки сжатого воздуха. Сепараторы бывают двух типов: накручивающиеся сепараторы (на подобии масляных фильтров), и погружные сепараторы. Принцип действия у них идентичен, а разница состоит лишь в том, что на компрессоры с маленькой и средней производительностями устанавливаются накручивающиеся фильтры. Погружные сепараторы устанавливаются на больших компрессорных станциях, так как только они поддерживают большую производительность и способны очистить значительные объемы воздуха от масла. Нужно отметить и тот факт, что из всех расходных материалов сепараторы имеют самую высокую стоимость. Это объясняется тем, что сепараторы работают под высоким давлением (до 16 бар), а значит необходимо уделить массу внимания безопасности.
Циклонные сепараторы применяются для удаления водно-масляного конденсата. Данный вид сепараторов напоминает по форме магистральные фильтры, но вместо фильтрующего картриджа там установлена крыльчатка. Как только поток сжатого воздуха попадает на эту крыльчатку образуется вихревой поток, затем капельки масла и воды, содержащиеся в сжатом воздухе, под действием центробежных сил разлетаются по стенкам сепаратора, образуют большие капли, которые и стекают к основанию сепаратора. Таким образом осуществляется первичная очистка сжатого воздуха от воды и масла. Циклонные сепараторы чаще всего устанавливаются после поршневых компрессоров, так как только после этого типа компрессоров сжатый воздух сильно загрязнен водой и маслом. Стоимость циклонных сепараторов относительно невысокая, например сепаратор с пропускной способностью 1000 литров воздуха в минуту стоит приблизительно 70 евро. Это делает данные сепараторы максимально доступными, позволяя при этом добиться значительной очистки сжатого воздуха на первичном этапе.
Магистральные фильтры. Магистральные фильтры используются для получения более чистого сжатого воздуха. В зависимости от установленного картриджа в магистральном фильтре можно рассчитывать на тот или иной класс чистоты воздуха. Чаще всего фильтры бывают на 3 микрона, 1 микрон, 0.01 микрон и угольными. При этом угольный фильтр предназначен для поглощения масляных паров, которые обычные магистральные фильтры задержать не в состоянии. Без использования магистральных фильтров применение сжатого воздуха на некоторых производствах было бы невозможным.